Top.Mail.Ru

«Чернобыль». Катастрофа в головах авторов HBO

«Чернобыль» (Chernobyl): мини-сериал, 1 сезон, 5 эпизодов, 5 часов 7 минут. Производство HBO, 2019 г.

С момента аварии на Чернобыльской АЭС прошло почти четыре десятка лет. Всё, что там происходило, разобрано и описано посекундно. Есть целые книги разбирающие хронологию событий. Есть и специальный доклад, подготовленный для экспертов МАГАТЭ. Но простое повествование о борьбе сотен героев с последствиями катастрофы не интересует кинопродюсеров – ведь кассовые сборы сами себя не соберут. Нужен драматизм, конспирология, супергерои и суперзлодеи. Всё это натянуть на устоявшиеся стереотипы о тоталитарном коммунизме, КГБ и пьяных медведях с балалайками. И залить это всё деньгами.

Вот по такому беспроигрышному рецепту и состряпан мини-сериал «Чернобыль». В результате – громкий успех у неискушённой публики, попадание в топ-5 сериалов на IMDB, 87 наград на всяких премиях и фестивалях. Правда, 5 серий обошлись HBO в 250 миллионов долларов. Чтобы понимать масштаб – это более 1 миллиона рублей на каждую секунду экранного времени, включая титры. Но на очернение Советского Союза на западе никогда денег не жалели.

Знаете, кто написал сценарий к сериалу? Крэйг Мэйзин. Да-да, тот самый старина Крэйг, писавший сценарии к второсортному шлаку вроде «Мальчишник – 2, 3», «Очень страшное кино – 3, 4», «Поймай толстуху, если сможешь» и прочим. Как же так вышло, что именно он работал над фильмом об одной из самых страшных катастроф в мировой истории?

Мэйзин говорит, что с помощью сериала хотел осветить «такие проблемы, как ложь и пропаганда». А вдохновлялся книгой «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Что ж, становится понятен антисоветский настрой картины, ведь Алексиевич – икона белорусской оппозиции, у которой всё советское вызывает изжогу.

А поиск режиссёра вообще проходил, видимо, по научной схеме «наугад». Им стал Бу Юхан Ренк – шведский музыкант и модный клипмейкер. Как кино-режиссёр он поставил по паре серий для сериалов «Ходячие мертвецы» и «Во все тяжкие». Да это же то, что надо! Именно такой человек лучше всех разбирается в жанре «основано на реальных событиях» и сможет передать весь ужас аварии и героизм её ликвидаторов!… Или нет?

Как мы видим, продюсеры сериала изначально не планировали снимать ничего хоть сколько-нибудь серьёзного, близкого к документальной правде. Даже состав творческой группы показывает, что ставилась задача сделать модное шоу. Примерно как «Игра престолов». Про что-то, что случилось никому неизвестно где и никому неизвестно когда, но очень грустное.

Кадры на станции снимали, кстати, на Игналинской АЭС в Литве. Обратите внимание, сколько исторических фильмов о России снимается в Прибалтике. Оно и понятно: наши цари им там дворцов понастроили, Советский Союз АЭС оставил в наследство, ничего не работает и простаивает, фактуры для декораций – тьма! Где ж ещё так задёшево и натуралистично снимать антирусскую пропаганду?

В хорошей пропаганде всё должно быть просто и однозначно. Продюсеры HBO чётко следуют этому принципу, упрощая и примитивизируя реальное течение событий. Под прикрытием небольшого набора достоверных фактов в голову неискушенному зрителю запихивается ворох второстепенной ерунды. Ведь если ложь обернуть в правду, получается почти правда.

Основной акцент в сериале сделан на фигуре Легасова. В реальности он не был единственным главным действующим лицом, но в кино драматизма это, конечно, добавило. Ох и любят эти ребята из Голливуда лепить комиксных суперменов и негодяев. Или не любят, а просто уже не умеют иначе?

Несмотря на то, что фокус в сериале смещен на Легасова, фактически, руководителем ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС был Борис Щербина. Он тоже присутствует в кадре, но показан абсолютным партийным самодуром, бросающим через слово угрозы расстрела

А между тем, Борис Щербина был не последним человеком в гидроэнергетике, участвовал в строительстве ДнепроГЭС.  Кроме того, впоследствии он руководил ликвидацией последствий Спитакского землетрясения. Достаточно подробно это описано в книге Николая Рыжкова, на тот момент Председателя Совета министров СССР. Который тоже в свою очередь участвовал в руководстве ликвидацией как аварии на ЧАЭС так и последствий землетрясения в Спитаке.

Для повышения драматического накала добавлены конспирологические мотивы в сценах записи каких-то кассет и передачи их неким людям. На самом деле кассет в ведрах Легасов никуда не носил, естественно. Все они остались в его квартире и были адресованы другу Легасова, Владимиру Губареву, его коллеге по исследованиям.

Хотя конечно, интерес спецслужб к человеку такого уровня (академик, обладатель уникальных знаний) не мог быть нулевым. А уж тем более после самоубийства Легасова. Естественно и о кассетах сотрудники КГБ тоже знали. Но учитывая, что на сегодняшний день все содержимое этих кассет есть в свободном доступе, говорить об излишней конспирологии не стоит. Всего Легасов записал 5 кассет, в записи он анализировал произошедшее на ЧАЭС и возможные варианты решений, правильных и неправильных.

Снимая изобличительное кино про СССР, западные киношники не могут не показать унылого советского человека в его, якобы, «естественной» среде обитания. Интерьеры нарочито скучные, темные и грустные. В общем советский тлен в представлении авторов из HBO.

И конечно быт советских ликвидаторов аварии из числа солдат и офицеров показан нарочито некрасивым. Между тем, условия проживания советских солдат были не хуже и не лучше, чем на регулярных учениях и сборах. Достаточно строгие военные нормы были обязательны и не допускали бардака.

Кроме того, по несколько раз в день все ликвидаторы проходили противорадиационную обработку и обследование. Регулярно менялась и утилизировалась форменная одежда. А в сериале солдаты ходят в одной и той же одежде. А Легасов так вообще почти весь сериал почти не меняет костюм и регулярно оказывается то в Москве то в Припяти.

Ах да, водка. Какой западный кинопродукт про Россию или Советский Союз обойдётся без водки? В сериале её пьют ящиками – и это удивительной глупости пример! Ведь невдомёк же западному зрителю, что в мае 1985 г. в Советском Союзе вступил в действие «сухой закон».

Более того, ящиками пьют в сериале военнослужащие! Сцены с распитием водки солдатами настолько нелепы, что вызывают сомнение в здравомыслии авторов. В Советской Армии пьянство во время выполнения боевого задания каралось максимально жёстко. А указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» от «16» мая 1985 г. подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.

Сериал снят по канонам современной западной «культуры». Толерантная повестка диктует, что в кадре обязательно должна быть сильная женщина, которая борется за какие-нибудь права. Вот и появилась в сценарии Ульяна Хомюк – какой-то собирательный образ то ли учёной, то ли партократки, то ли феминистки. Но нахождение её в реалиях того времени в Советском Союзе абсолютно не имеет смысла.

А между тем, это типичное следование требованиям Американской киноакадемии, в части представления в кадре тех или иных «типов людей». Что интересно, им в требованиях пришлось прописывать женщин отдельно.

Как обычно и бывает в Голливуде, желание показать русских якобы «максимально правдиво» упёрлось в крепко засевшие в их же собственных головах стереотипы. Во времена информационной глобализации, быстрых самолетов и умных холодильников сценаристы решили, что русские называют друг друга только полными именами. Даже в экстренных ситуациях. Выглядит такая подача столь же нелепо, как если бы авторы на полном серьёзе взялись утверждать, что медведи летают к пчёлам на воздушных шариках.

Интересно читать рецензии на сериал, оставленные западными критиками. Если суммировать, то в сухом остатке получим весьма показательное резюме: граждане Советского Союза совершили подвиг вопреки коррумпированному, лживому и тоталитарному государству.

Цитата:

Это было эпично. «Чернобыль» — лучшее объяснение коммунизму.

В этом и заключалась цель создания сериала: на фоне техногенной трагедии чёрными красками измазать советский строй, нашу культуру и вообще нашу страну. А конкретная история Чернобыля – это так, декорация, атмосферный элемент шоу. Реальность советской катастрофы для авторов так же далека, как для нас катастрофа в индийском Бхопале. Что мы о ней знаем? Какой сериал мы можем про неё снять?

В своей киноподелке HBO не замечают героизма настоящих людей, концентрируясь на драматизме вымышленных образов и постановочных кадров. Да, они тратят по миллиону на каждую экранную секунду чтобы скурпулёзно-точно подобрать чашки для кухни. И при этом абсолютно наплевательски относятся ко всему, что не касается вещей.


Посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый мини-сериалу «Чернобыль».