«Холодная игра» (The Coldest Game): художественный фильм, 1 час 42 минуты. Производство Watchout Studio, 2019 г.
Карибский кризис никак не даёт покоя нашим заокеанским «партнёрам». Голливуд и его младшие европейские подпевалы из раза в раз формируют вселенную альтернативной истории, в которой СССР агрессор, США – невинная жертва, Кубу захватили кровавые бандиты, а мир спасён лишь благодаря несгибаемой воле администрации белого дома. На примере фильма «Холодная игра» разбираем, какими художественными приёмами пользуется американская пропаганда.
«Увлекательный, хотя и насквозь лживый фильм о советской угрозе времён Карибского кризиса. Шахматный матч в Варшаве между гроссмейстерами СССР и США как демонстрация миру преимуществ модели общества. Социализм против Империализма. Зубы Дракона над Свободой Демократии в оскале. Шпионы в прикрытии тайн ремесла под покровом перипетий триллера. Двойные агенты и тайны посланий. Разведчики и предатели на страже сохранения хрупкого равновесия».
Эта рецензия на КиноПоиске весьма ёмко характеризует «Холодную игру». Польский фильм длиной в полтора часа, пусть и зрелищный, являет собой превосходный образчик пропаганды «категории Б». Заявленный создателями жанр «триллер» смягчает грубость пропагандистского нарратива – и неподготовленный зритель заглатывает наживку, не испытывая затруднений. Никто из создателей не бьёт себя пяткой в грудь, утверждая, что фильм претендует на историческую достоверность; никто не манифестирует прямого соответствия картины историческим фактам. Так где же, в таком случае, пропаганда, спросите вы? Давайте разбираться.
Начнём мы с того, что «Холодную игру» спустя три месяца после её выхода взял под своё крылышко аж сам Netflix, пустивший её по всему миру в потоковом режиме. Одного лишь упоминания стримингового гиганта достаточно, чтобы понять: «обоснуя» в фильме не предвидится. В данном контексте выгодным будет обращение к печально известному сериалу «Великая», историческая достоверность которого сравнима с ретеллингом учебника по истории человеком, страдающим острой формой шизофрении и задержками психического развития. С «Холодной игрой» дела обстоят сходным образом, пускай и не столь плачевно. Netflix, безусловно, идёт рука об руку с высоким качеством съёмки, зрелищностью, атмосферностью и визуальной притягательностью. Но этим дело и ограничивается. В глубокие смыслы, психологизм и историческую достоверность Netflix не может. Зато в пропаганду, завёрнутую в, безусловно, блестящую и приятную глазу упаковку — вполне себе. И если уж случайному зрителю не посчастливилось вляпаться в merde под названием «скрытая пропаганда» — добро пожаловать на наш тед толк. Но для начала — немного истории.
Говорить будем про Карибский кризис, нависший в начале 60-х годов прошлого века надо всем миром дамокловым (или, если угодно, оппенгеймеровским) мечом. Но для полноты картины отмотаем на несколько лет назад.
В декабре 1954 г. Совет НАТО утвердил документ, в котором была обоснована возможность незамедлительного и массированного применения ядерного оружия против СССР в случае возникновения любого вооруженного конфликта с его участием. В мае 1957 г. НАТО включило формулировку нанесения «массированного ответного удара» в обновлённую стратегию альянса. В декабре 1957 г. на Парижском саммите НАТО была принята итоговая декларация, предоставившая США право размещать ядерные ракеты малой и средней дальности в Европе (пп.20-21).
Раз можно, значит делаем! С 1959 г. США начали размещать на военных базах в Великобритании баллистические ракеты средней дальности (БРСД) PGM-18 «Тор». Понятно, что за таким шагом последовал закономерный ответ от СССР — размещение в том же 1959 г. баллистических ракет Р-5М в ГДР против целей в Западной Европе.
Но государственный департамент США параллельно уже активно уговаривал целый ряд европейских падаванов. Первой согласилась Италия – «26» марта 1959 г. США и Италия подписали соглашение, по которому ВВС Италии полагалось получить 30 БРСД PGM-19 «Юпитер». Первые ракеты прибыли на авиабазу Джоя-дель-Колле в апреле 1960 г.
Турция тоже не сильно отстала. В конце октября 1959 г. правительство страны выразило согласие на размещение одной ракетной эскадрильи (15 БРСД) на своей территории. Зафиксировали это США и Турция в двустороннем соглашении в мае 1960 г., и уже в 1961 г. в районе турецкого города Измир были развёрнуты 15 американских PGM-19 «Юпитер». То есть ракеты с ядерными боеголовками, радиус действия которых составлял 2400 км, теперь могли поражать европейскую часть СССР, включая Москву. Подлётное время из Турции составляло менее 10 минут.
Посчитав, что в Восточном полушарии у него теперь всё схвачено, дядюшка Сэм принялся наводить порядок в Западном. Бородатый и слишком ретивый Фидель Кастро оказался не просто очередным временщиком во главе карманного острова, как по началу посчитали в Вашингтоне. После национализации собственности американских корпораций и аграрной реформы всё с Фиделем стало понятно. Тогда США решили, что прекрасной идеей будет проведение экспансионистской политики в отношении Кубы. «17» марта 1960 г. (ещё даже до введения первых экономических санкций!) президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о создании из кубинских эмигрантов отрядов для вторжения на Кубу. Директивой предписывалось «организовать, вооружить и подготовить кубинских эмигрантов в качестве партизанской силы для свержения режима Кастро». Окончательное решение о вооруженном вторжении на Кубу было принято «4» апреля 1961 г. на заседании Совета национальной безопасности США под председательством уже президента Кеннеди.
Вторжение провалилось. США не только опозорились, но и словили порцию лютого хейта на международной арене. Впрочем, янки остановиться не пожелали, игнорируя на уровне существования возможность признания своих ошибок. И занялись подготовкой новой операции по дефиделизации Кубы. Кастро, понимая невозможность постоянно в одиночку противостоять могущественному соседу, обратился за помощью к главному противнику США. Тут-то пазл и сложился. Американские ядерные боеголовки в 10 минутах подлётного времени от Москвы – раз, просьба Фиделя о помощи – два, и авантюрный характер Никиты Сергеевича Хрущёва – три. Ответом СССР и новым крутым витком гонки вооружений стала отправка на Кубу советских ракет. 40 пусковых установок с дальностью от 2500 до 4500 км «глазами» смотрели на Нью-Йорк, Вашингтон, Флориду и прочие стратегически важные точки с подлётным временем от 5 до 17 минут.
Америка, скорчив святую невинность, и, видимо, запамятовав, с чего всё началось, начала в исполненном драматизма жесте заламывать руки, причитая, что Советы переходят все границы допустимого. Президента Кеннеди принялись настойчиво душить высшие чины, мол, армейская зачистка — лучший выход из сложившегося положения. Но на Кубе к тому моменту находилось уже 47 000 советских солдат, корабли, самолёты и другая боевая техника. И теперь что делать? Хрущёв поставил условие — вы «закрываете» Турцию, мы очищаем Кубу. На этом, собственно, в конце концов и сошлись. Ядерный апокалипсис отменяется, хэппи энд, финальные титры.
И было бы замечательно, сними Лукаш Космицкий фильм на основе вышеизложенных событий. Шахматная партия как метафора напряжённой конфронтации противоборствующих сторон, где ладья — линкор, а номинал пешки — тысяча человеческих жизней. Звучит как потенциально увлекательное зрелище, правда? Могло бы получиться сильное кино с превосходной исторической базой.
Ключевое тут — «могло бы». Могло бы, но нет. Тяжбы начинаются с самых первых кадров фильма. Вводные титры сообщают нам следующее:
«В начале 1960-х гг. отношения США и Советского Союза были худшими за всю историю холодной войны. После кубинской революции советские войска находились всего в 100 милях от Флориды. В октябре 1962 г. президент Кеннеди был проинформирован о построенных на Кубе стартовых шахтах и усилении советской военной активности. Это выглядело как подготовка к войне. Мировой войне. Ядерной войне».
(Титры из фильма, тайминг 0:01:31)
Исполненный трагизма голос диктора сообщает, что СССР наращивает военную активность под боком у ни в чём не повинных США. А вот о том, что этому предшествовало, создатели фильма, конечно, тактично умалчивают. Для того чтобы показать кого-то виновным, достаточно самой малости — не упоминать действий противной стороны. В зловещих титрах выгодно опускается тот факт, что поводом для начала Карибского кризиса послужили попытки североамериканских империалистов задушить экономику Кубы и свергнуть её правительство. По той же причине в фильме «Холодная игра» вы не встретите ни единого упоминания о турецких ракетах (об итальянских и британских — тем более). В логике авторов фильма никакой «гонки вооружений» не существовало (как и поводов для конфликта). Зрителя убеждают в том, что всё происходящее — сугубо акт агрессии со стороны СССР. Пропаганда путём замалчивания фактов? Определённо.
Зато можно увидеть караваны тоталитарных кораблей СССР, следующих на Кубу. Звучная реплика:
«Советский Союз решил поставить американский народ под дуло ядерного пистолета»
(Цитата из фильма, тайминг 0:04:01)
– и фоном идут кадры хроники советских военных кораблей и самолётов, а заодно и военного парада с Красной площади (ну куда ж без этого).
Манипуляция прослеживается даже на уровне словосочетания «американский народ». Зритель видит военные действия исключительно со стороны Советского Союза, а значит Америка, — американский народ! — являются лишь безвинными жертвами. Лукаш Космицкий не говорит о том, что США в то же время проводили нелегальные полёты над Кубой по шесть раз на дню. Ни словом не упоминает, что в начале конфликта повинны Штаты. Не обмолвится, что «27» сентября 1962 г. Конгресс США принимает совместную резолюцию обеих его палат, дающую президенту Кеннеди право использовать вооружённые силы против Кубы. А неделю спустя, «4» октября, принимает новую резолюцию, рекомендующую правительству США осуществлять интервенцию на Кубу под прикрытием Организации американских государств. И это всё ещё за полторы недели до того, как американский разведывательный самолёт У-2 обнаружит на Кубе стартовые позиции советских ракет! (на фоне такого размаха американского милитаризма о нарушении воздушных границ суверенного кубинского государства самолётом-разведчиком и говорить-то смешно).
Использование вырванных из контекста фактов является верным индикатором наличия пропаганды. Вырисовывается более или менее ясная картина — становится понятно, на чью благосклонность рассчитывал режиссёр Космицкий. Видимо, полагал, что историческая достоверность стерпит аморальность лживой подачи материала. Во имя одобрения Запада, разумеется.
«Противник пойдёт на всё, вплоть до войны»
(Цитата из фильма, тайминг 0:04:16)
– громогласно утверждает закадровый голос, иллюстрируя эти слова хроникой с активно жестикулирующим Хрущёвым. Тут у нас появляется непреодолимое желание склонить голову на бок и спросить: «А вы»? Теперь речь идёт уже не о замалчивании – здесь мы сталкиваемся с пропагандой путём намеренного искажения исторических фактов.
Дело в том, что вечером «20» октября 1962 г. на секретном совещании в Белом доме было принято решение о введении морской блокады Кубы. Выбирали, к слову, из трёх вариантов: помимо уже упомянутого, предлагали полномасштабную военную операцию и точечное уничтожение ракет Советского Союза. Но что вообще означает «блокада» и почему это так забавно звучит в контексте приведённой цитаты?
Проблема в том, что морская блокада по международному праву уже сама по себе признаётся актом войны – в отличие от размещения где-либо каких-либо вооружений. Выходит, что фраза «Противник пройдёт на всё, вплоть до войны» гармоничнее звучала бы из уст министра иностранных дел СССР Андрея Громыко или советского посла в США Анатолия Добрынина, которые встречались с президентом Кеннеди «18» октября 1962 г.
Штатам очень уж не хотелось выступать в роли агрессоров: как мы уже понимаем по содержанию фильма «Холодная игра», янки в принципе крайне озабочены созданием выгодного облика; даже если будет насквозь лживым — не важно, пипл схавает. И дабы не портить имидж, решили придумать для слова «блокада» выгодный эвфемизм. Потому Кеннеди «22» октября заявил всего лишь о «карантине». Cмысл от переименования «блокады» особо не меняется, препятствие для поставки Советским Союзом вооружений обеспечивается. Но с точки зрения международного права – вы не понимаете, это другое. Юридическая казуистика и придирательство к словам: типичное поведение англосаксов во все времена. «Курил, но не затягивался».
А зрителя «Холодной игры» продолжают погружать в вымышленную вселенную белой и пушистой американской политики.
«Кеннеди заявил, что администрация берёт ответственность за потерю Кубы. Свободные люди Кубы; те, кто хочет свободы – поддержат. Люди получат свободу»
(Цитата из фильма, тайминг 0:04:23)
– сообщает нам закадровый голос. Это уже даже не смешно. Манипуляция переходит грань между попросту лживым и откровенно аморальным. У США изначально не было цели дать свободу людям Кубы. В 1898 г. Куба была захвачена у Испании Соединёнными Штатами. Когда Испания начала сдаваться, кубинских повстанцев, воевавших бок о бок с американцами за свободу родного острова, даже не пригласили участвовать в мирных переговорах. Пока они шли, американские войска постепенно занимали важнейшие стратегические пункты и кубинские города. Президент США Уильям МакКинли «5» декабря 1899 г. заявил:
«Как только мы овладеем Кубой и установим мир на острове, необходимо будет оказать помощь и направить её народ к самостоятельному формированию правительства… Испанское правление должно быть заменено справедливым, доброжелательным и гуманным правительством, созданным народом Кубы… Но до тех пор, пока на острове не наступит полное спокойствие и не будет сформировано стабильное правительство, наша военная оккупация будет продолжаться».
Бла-бла-бла за всё хорошее – а на практике это означало установление на острове власти американской оккупационной администрации.
«2» марта 1901 г. была принята Конгрессом и утверждена президентом «поправка Платта», которая превратила Кубу в марионеточное государство. Согласно документу, США узурпировали право контроля над внешней политикой Кубы: её правительству было запрещено заключать договоры с иностранными державами и брать у них займы без санкции Вашингтона. Более того, США объявили себя гарантом поддержания мира и порядка на остове и закрепили за собой право вмешиваться во внутренние дела Кубы дипломатическим и военным путём в целях «защиты её независимости» (читай, при видимой со стороны Соединённых Штатов необходимости). Поправка Платта в качестве приложения была даже включена в текст конституции Кубы 1901 г. И хотя президент Рузвельт в 1934 г. номинально отменил поправку Платта, остановило ли это США при совершении акта агрессии с целью свержения правительства Фиделя Кастро в 1961 г.? Не остановило. К слову, Фабиан Эскаланте, бывший глава контрразведывательной службы Кубы, официально заявил, что на Фиделя Кастро предпринималось 634 попытки покушения со стороны ЦРУ. Так о какой свободе для людей Кубы идёт речь?
Впрочем, режиссёра «Холодной игры» все эти исторические мелочи не волнуют. Лукаш Космицкий не изменяет себе и последовательно опускает любые факты, не выгодные для освещения. Как вам, к примеру, понравится вот такое утверждение?
«Караван судов, приближающихся к Кубе, может означать, что СССР готовит внезапную атаку с использованием ракет средней дальности. Это подорвёт гегемонию США в западном полушарии и сократит время ответного удара до 4 минут».
(Цитата из фильма, тайминг 0:12:05)
Прослеживается забавная закономерность — все акты агрессии, показанные в фильме, исходят исключительно со стороны Советского Союза. Назревает логичный вопрос: что же делали в этот момент Соединённые Штаты, цветочки выращивали? Ах, точно… играли в шахматы!
А за проходящим в Варшаве турниром между американским и советским гроссмейстерами пристально наблюдает типичный антагонист из Москвы, к которому уважительно обращаются на «товарищ». Низкопробный образ влиятельного психопата сопровождается тухлыми фразочками в духе: «Моя слава идёт впереди меня, но я ещё хуже» и избитыми клише вроде курения в лицо собеседнику. Насколько же шаблонными образами мыслят западные киношники, никакой фантазии! – практически такого же антагониста мы уже встречали в фильме «Тетрис».
Кто же этот загадочный товарищ? Алексей Серебряков исполняет роль генерал-майора контрразведки. Именно на его образ делается ставка создателей фильма: по ходу развития сюжета чего генерал-майор Кротов только не творит… В полтора часа экранного времени авторы успели запихнуть и пытки, и антиобщественное поведение (в отношении союзников, в том числе), и оскорбления, и внезапные приступы истерии. Евгений Степанович Кротов впадает то в психоз, то в полубредовые фантазии, то в приступы обманчивого спокойствия. Зритель закономерно выпадает в осадок.
Персонаж Кротова примечателен следующей цитатой:
«Я вот читаю американскую книжку сейчас. Про послевоенную историю. Тут много о нас написано — будто мы глупцы, которые бездумно выполняют приказы и всё, что нам говорят, кровожадные психопаты. В основе Америки — один большой обман, и имя этому обману — демократия. Богач имеет право на всё, а вот простому рабочему — ничего. Они считают женщин прислугой, а чернокожему нельзя даже срать в одном туалете с ними. Они распространяют демократию народам, которые за это свои богатства отдают им за копейки. А если эти страны национализируют свои шахты и заводы, американцы посылают свои войска, чтобы защитить демократию. Мы верим в ценность человека, а их интересует только цена. И мы никогда не поймём друг друга».
(Цитата из фильма, тайминг 1:00:30)
С данной цитатой пропаганда выходит на новый, более качественный, к чести режиссёра, уровень. Вкладывая правильные слова в уста психопата он изменяет их позитивную коннотацию. То, что герой Серебрякова психопат – очевидно, так как эту вполне рациональную тираду он выдаёт, тыкая с размаху ножом в книгу, сверху на которой держит руку своего помощника (зачем он это делает??? Спросите Лукаша Космицкого).
Становится не важно, какие именно слова произносятся, важно лишь кто говорит. Всё развитие персонажа в картине строится исключительно на создании максимально неприглядного, злобного, жестокого и мерзкого портрета русского человека, на которого и смотреть-то противно, а слушать — так и тем более. Любое его действие будет закономерно восприниматься как негативное, а любые произнесённые им слова — как обман. Образуется ловушка сознания: слова справедливые, верные, правильные, однако будучи произнесёнными антагонистом – вызывают у зрителя отторжение, маркируются мозгом как ложь. Единственный островок правды на метафорической планете пропаганды существует лишь для того, чтобы служить цели этой самой пропаганды. Правда обращается в ложь под воздействием манипулятивного влияния.
Ещё одним примечательным кадром является персонаж Альфред Слега — директор дворца науки и культуры в Варшаве. С его уст эпизодически слетают цитаты следующего плана:
«До войны я был коммунистом, и горжусь этим. Но я никогда не верил Сталину. Никогда. А теперь эти слуги Советов сделали меня, в моей родной стране, директором их дворца».
(Цитата из фильма, тайминг 0:45:38)
«Советские солдаты ждали на той стороне реки полгода. Полгода ничем нам не помогали. Смотрели, как немцы высосали из нас всю кровь. Ты и представить не можешь, трупы были повсюду. Я потерял веру».
(Цитата из фильма, тайминг 0:47:17)
Если у персонажа генерал-майора Кротова сугубо антагонистическая цель, заключающаяся в максимальном очернении облика советского человека, то директор дворца науки и культуры выступает в роли подкрепления образа «плохих Советов» уже со стороны Польши. Более того, в последствии зритель становится свидетелем очередного невероятного сюжетного хода:
«Что ж вы поляки, вечно стремитесь на запад, воткнуть нам нож в спину. А запад вас продаёт нам же, со всеми потрохами. Потому что понимает, что мы большие и сильные, а вы — маленькие и слабые. К тому же, очень похожи на нас».
(Цитата из фильма, тайминг 1:27:08)
Тут мы получаем интеллектуальный доход номиналом в извечное угнетение Польши со стороны СССР (да-да, и когда поляки грабили московский Кремль – видимо тоже). В сцене задействованы два персонажа, на которых возложена вся пропагандистская нагрузка «Холодной игры»: генерал Кротов пытает поляка Слегу. Так и лезут в голову мысли: неужели зверства и агрессия СССР в отношении Польши в послевоенное время — правда?
Ну… нет. Не правда. Благодаря увеличению объёма торговли между Польшей и СССР к 1949 г. производство промышленной продукции в Польше увеличилось в 2,5 раза, а экономические выгоды от реализации польских промышленных товаров по сравнению с довоенным периодом возросли более чем на 200%. СССР участвовал в реализации сложного и дорогостоящего проекта по воссозданию исторического облика польской столицы после войны: половина восстановленной Варшавы состоит из советского цемента и кирпича.
К 1950 г. общее значение товарооборота превысило 1 миллиард долларов, а страна достигла рекордного числа рабочих мест в промышленности за всю историю независимой Польши. Успешная реализация первой трёхлетки по восстановлению польской экономики, разработанной совместными усилиями Варшавы и Москвы, позволила начать шестилетний период индустриализации Польши (1950-1955 годы) досрочно. Помимо прочего, именно поддержка Советского Союза стала ключевым фактором в развитии тяжёлой промышленности и машиностроения в Польше. К 1955 г. объём производства в Польше увеличился в 2,5 раза по сравнению с началом шестилетки (1950 г.), количество аграрных кооперативов к 1955 г. возросло в 14,3 раза по сравнению с 1950 г. Как-то не очень похоже на то, чтобы Польша выступала в роли ущемлённой стороны… Снова пропаганда и манипуляция сознанием зрителей, получается.
Помимо прочего, в основе пропаганды лежат стереотипы человеческого мышления на базе доверия к кому-либо в силу его известности и влиятельности. Ближе к концу фильма мы становимся свидетелями обращения президента Кеннеди от «22» октября 1962 г.:
«Добрый вечер, мои дорогие сограждане. Наше правительство, как и обещало, пристально следило за усилением военного потенциала СССР на Кубе.
В целях защиты безопасности нашей страны и всего западного полушария, на основании полномочий, данных мне конституцией и одобренных конгрессом, я отдал приказ немедленно принять следующие меры. Во-первых, чтобы остановить агрессивное усиление сил СССР, объявлен строгий карантин на ввоз любого военного оборудования на Кубу. Все корабли, направляющиеся на Кубу из любой страны и порта, при обнаружении ударного оружия будут направлены назад».
(Цитата из фильма, тайминг 1:22:17)
Зачем придумывать новые пропагандистские материалы, если под рукой всегда есть проверенные старые? Знаменитое обращение президента Кеннеди буквально мироточит пропагандой и манипуляциями общественным сознанием во всех их проявлениях, что уже неоднократно было изучено и разобрано. Поэтому мы ограничимся одним лишь лаконичным фактом, что данное обращение вообще было использовано создателями фильма. Не заявление Хрущёва, а именно обращение Кеннеди. Дайте-ка угадаем, на чьей стороне режиссёр?
Лукаш Космицкий развернул перед зрителем невероятное игрище — за шахматной доской стоит метафора противостояния Советского Союза и Соединённых Штатов, в то время как над всем этим возвышается колоссальное пропагандистское влияние. Но для чего это всё было задумано? У любой пропаганды есть повод, есть конечная цель! И вот в последних кадрах «Холодной игры» мы, наконец-то, «доплываем до энигмы»:
«В 1987 г. Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о ликвидации ядерного оружия определенной дальности в Европе и закончили холодную войну. Мир был защищен от ядерной угрозы между США и СССР. До сегодняшнего дня… в феврале 2018 года США приостановили соблюдение договора о РСМД из-за одностороннего нарушения русскими его условий. В тот же день Владимир Путин объявил, что Россия также приостановила действие договора о РСМД и будет разрабатывать новые ракеты средней дальности».
(Титры из фильма, тайминг 1:36:35)
Для осознания цельной картины к этому отрывку нужно приложить всё вышеизложенное содержание статьи. Всю ту пропагандистскую ложь, единственной своей задачей нацеленную на создание максимально неприглядного образа жителей Советского Союза (Россию, разумеется, режиссёр признаёт во всех смыслах наследницей СССР). И теперь мы понимаем, к чему Лукаш Космицкий подготавливал почву на протяжении полутора часов. Русские — угроза. Они показали себя жестокими, хладнокровными агрессорами во времена Карибского кризиса, во времена Холодной войны. И что же мешает этим самым плохим парням проявить себя сходным образом теперь, в нашу бытность? Пропаганда Космицкого подобна чуме. Вирус лжи, пропитавшей насквозь нарратив псевдоисторических событий «Холодной игры», перекинулся в наш временной отрезок. Показывая прошлое, режиссёр намекает на настоящее, тем самым оформляя в голове объекта манипуляции установку: «русский человек — враг. От русского всегда исходит потенциальная опасность».
Кстати, заявление об односторонности нарушения Россией договора о РСМД –пропагандистский штамп того же порядка, что и «СССР внезапно разместил ракеты на Кубе чтобы первым атаковать США». МИД России не один раз указывал «партнёрам» из США на их нарушающие договор разработки ещё с начала нулевых годов XXI века. И как бы не относиться к взаимным обвинениям сторон, никак нельзя отрицать что первыми из договора вышли именно Соединённые Штаты, а Россия лишь ответно реагировала.
Вишенкой же на торте нашего азбучно-пропагандистского кино становится высоконравственная цитата:
«Наш моральный долг – прилагать все усилия для наступления дня, когда все дети мира будут расти без страха ядерной войны».
(Титры из фильма, тайминг 1:37:10)
Зритель может подумать, что это манифест авторов картины – но нет. Через паузу появляется имя автора цитаты: Рональд Рейган. Нимб пацифизма так и сияет над головой 40-ого президента США после этих чудесных слов, произнесённых 8 марта 1985 г. Кто же автор этого высказывания, так высоко поднимающий планку моральной ответственности? Это тот самый человек, который развязал агрессию в Ливии и убил во время бомбардировок полуторагодовалую дочь Муаммара Каддафи. И тот же самый человек, который, нарушив американское законодательство (без санкции Конгресса) начал военную операцию на Гренаде, которую абсолютным большинством голосов осудила Генеральная ассамблея ООН. И ещё тот же самый человек, чья администрация в обход запрета Конгресса на протяжении многих лет финансировала никарагуанских «Контрас» – да так лапидарно, что даже Международный суд в Гааге в 1986 г. признал США ответственными за ущерб, нанесенный Никарагуа военными действиями.
Чудесная цитата про будущее детишек без страха ядерной войны принадлежит тому же самому Рональду Рейгану, который за полгода до этого в качестве шутки во время записи на радио ляпнул:
«Дорогие соотечественники, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнется через пять минут».
Шутка удалась – вооруженные силы советской сверхдержавы были приведены в состояние повышенной боеготовности, а агентство ТАСС даже вынуждено было опубликовать сообщение, что «подобное поведение несовместимо с высокой ответственностью, которую несут руководители государств, прежде всего, обладающих ядерным оружием, за судьбы собственных народов, за судьбы человечества». Хорошим, высокоморальным президентом был Рональд Рейган. Ответственным.
Итогом нашего изучения польской кино-методички по пропаганде может служить лишь призыв к рациональности. Откуда ты это знаешь, и почему ты думаешь, что знаешь? Истина не должна быть погребена под титаническим пластом лжи, нацеленной на создание искажённого восприятия у обычных людей. Историю творят люди, искажают историю тоже люди. Дайте себе возможность быть здравомыслящими. Доверяйте лишь фактам, а не пропагандистским материалам – ведь они специально созданы чтобы играть на ваших чувствах, через них подчиняя разум. Станьте единственными владельцами своего сознания. Только в таком случае истина восторжествует.