Top.Mail.Ru

«Игры шпионов»: фейк, ложь и отель «Виталий»

«Игры шпионов» (The Courier): художественный фильм, 1 час 52 минуты. Производство Студии 42 + FilmNation Entertainment + SunnyMarch, 2020 г.

Описание этой кинокартины интригует. «Во время Холодной войны Олег Пеньковский, полковник ГРУ генштаба Минобороны, выходит на связь с британским бизнесменом и шпионом Гревиллом Винном чтобы попытаться положить конец Карибскому кризису». С самого начала фильма нам сообщают, что он основан на реальных событиях. Но мы с вами уже хорошо знаем, что не следует торопиться верить американским продюсерам. Давайте приглядимся к «Играм шпионов» повнимательнее.

В самом начале фильма повествованию нужно задать тон. Для этого нам показан контраст между свободным и открытым западом и холодным коммунистическим СССР.  На встрече агентов в Британии все улыбаются, пьют чай и мило беседуют. Персонажи с «хорошей стороны» вообще показаны максимально в позитивном ключе. Но стоит нам попасть в Москву, как всё вокруг преображается. Хмурый пограничник прожигает взглядом, водитель автомобиля поглядывает подозрительно, консьерж в отеле уныло не реагирует ни на что. В СССР улыбаются только 2 человека: Винн и Пеньковский, это значит – они хорошие.

Предатель (слева) и шпион (справа)

Закрепляя образ тоталитарной Москвы, Пеньковский инструктирует Винна:

«Все, кого Вы встретите, могут быть агентами КГБ: официанты, персонал отеля, таксисты – кто угодно».

В 1960-х в СССР ежегодно приезжало более 770 000 иностранных туристов, из которых на долю капиталистических стран приходилось не менее 40%. Что за организация смогла бы за ними уследить? Штат всего КГБ Советского Союза в 1960-х, включая пограничные войска, был в разы меньше и явно не позволял приставить к каждому иностранцу оперативников для наблюдения. Такой чести удостаивались только уже взятые в разработку персоны. Да и нелепо считать, что все сотрудники в КГБ занимались слежкой. 

Но авторы фильма выстраивают чёткую картину – в Советском Союзе за каждым следил КГБ. Ведь голливудские сценаристы считают, что клюквы о России много не бывает. Увы, за десятилетия производства антисоветских фильмов западная публика разучилась воспринимать их как второсортный товар. Не сходящие десятилетиями с экрана клише и стереотипы обрели самостоятельную жизнь в воображении публики.

Все граждане СССР имеют такое выражение лица! Это твёрдо знают на западе… из фильмов.

Вот, например, «типичный советский завод», на котором совсем нет людей. Так бывает, это же зловещий Советский Союз. Образ всеобщего запустения и разрухи в СССР очень популярен на западе. На заводе почему-то собраны сотрудники ГРУ, и туда же под руки приводят предателя – майора Попова. Которого тут же при всех и расстреливают, как бы в назидание остальным сотрудникам ГРУ. Чтобы не шалили. Точно фильм снят по реальным событиям?

Был действительно такой предатель – Петр Попов. Его задержали в феврале 1959 г., судили, и в январе 1960 г. приговорили к расстрелу. На западе решили и из этого сделать повод для дополнения образа СССР как кровавой и безжалостной «красной тирании». Поэтому запустили слух, что Попов был сожжен заживо в крематории, своими же коллегами. Подтверждений этому нет, что не удивительно. Это слух растиражированный Виктором Суворовым в книге «Аквариум».

Так, скорее, выглядят заключённые в Гуантанамо, нежели осуждённые в СССР.

И почему предателя расстреливают на каком-то заводе? Это казнь или убийство «по понятиям»? Процедура казни в Советском Союзе, как и в любой другой стране, была чётко регламентирована. Просто так, при всех, в непонятном месте пустить пулю в голову было бы нарушением всех мыслимых законов и инструкций. Существовал определенный регламент, который соблюдался исполнителями приговора. Более того, палач – это была именно должность и кто угодно пустить пулю в затылок приговоренному не мог. К тому же при исполнении должен был присутствовать прокурорский работник, врач, сотрудник МВД для фиксации и собственно начальник СИЗО.

Но в этом-то и смысл! Авторы вместо нормального государства выставляют Советский Союз чем-то вроде огромного тоталитарного нарко-карте́ля. В котором, по закону жанра, естественно нужны прилюдные назидательные казни. В следующий раз, когда услышите байку о том, что в Северной Корее расстреливают на стадионах из гранатомётов – вспомните этот фрагмент.

Но вернёмся в альтернативную реальность фильма «Игры шпионов». В аэропорту столицы империи зла, то есть в Москве, в зоне прилёта пассажиров встречают десятки вооруженных солдат Советской армиисмирно. Никто не знает зачем?

В каждом аэропорту СССР зимой стоят солдаты в летней форме. Ja, ja, natürlich!

А в зоне вылета эти же советские солдаты, почему-то в помятой полевой форме, обыскивают чемоданы иностранцев. Это точно аэропорт, а не конц.лагерь?

Главный герой фильма британец Винн, приезжает в отель в центре Москвы с названием – внимание! – «Виталий». Судя по картинке, хотели изобразить одну из московских высоток, видимо гостиницу Украина. Но что-то пошло не так и получился «Виталий», как будто действие происходит не в столице, а на трассе Звягель-Шепетовка. Будь у авторов фильма желание соблюсти достоверность, они бы знали, что в реальности эта встреча произошла в гостинице «Националь». А жил британский шпион в разных отелях, например в Метрополе. Как шпионам и положено. Но в фильме – отель «Виталий». И точка.

Было бы даже интересно послушать продюсеров фильма: ну почему же всё-таки Виталий?!?

С гостиницами у сценаристов вообще не очень задалось. В лондонском отеле «Маунт ройял» Пеньковский действительно встречался с представителями американской и британской разведок. Но количество разведчиков, и кто кому что передавал – всё перепутано. 20 апреля 1961 года Пеньковский встречался в отеле «Маунт Ройал» с представителями английской разведки «Александром» и «Ослафом», 6 мая он встречался уже с «Александром» и «Грилье». Затем были встречи на конспиративных квартирах в Лондоне и на даче в его пригородах. Были и встречи на конспиративных квартирах в Париже и т.д.

А в фильме Пеньковский так вообще отправляется в гости к Ви́нну домой! Вот так дилетантизм! Ведь настоящие шпионы всегда приглашают своих информаторов домой, на чаёк. Что за дилетантизм?!

Если бы информация по делу Пеньковского и Винна была засекречена, нелепицы фильма ещё можно было бы как-то списать на традиционное стремление киношников сделать видеоряд поярче, а персонажей пофакту́рнее. Но любой школьник в несколько кликов найдёт в сети обвинительное заключение Военной коллегии Верховного Суда СССР по делу Пеньковского Олега Владимировича и Винна Гревилла Мейнерда от мая 1963 года. То есть авторы картины либо от бедности сэкономили на консультантах, что не похоже, либо намеренно лгут и тиражируют пропагандистские штампы.

Более того, существует целый ворох рассекреченных документов по делу Пеньковского со стороны разведки США. На сайте ЦРУ можно ознакомиться с любым из них.  Эти документы авторам фильма тоже не пригодились.  С января 2023 сайт ЦРУ в России доступен только через VPN, но для любознательных мы думаем это совсем не преграда.

В том самом заключении Верховного суда подробно описаны все контакты и встречи русского предателя с британским шпионом. Про отель «Виталий» и походы в гости к Винну домой – ни слова. Действующие лица, события, даже характеры фильма – всё сплошная ложь.

Например, в фильме Винн представлен как какой-то разведчик-энтузиаст, который в силу очень патриотической позиции никак не хотел заканчивать агентурную работу. Вот его просили даже – а он ни в какую. «Буду шпионить!» – и всё тут. Так и рвётся спасать своего советского друга.

Но в материалах дела читаем, что

«Винн — это аполитичный коммерсант, попавший в ловко расставленные сети английской и американской разведок, использовавших его в своих интересах».

Попал, мол, в тиски разведслужб и отказаться от выполнения шпионских заданий никак не мог. Другими словами, нарисованный нам в кадре идейный герой – в жизни всего лишь загнанный в угол «самыми демократическими спецслужбами» обыватель якобы свободной страны.

Да-а, Шерлок уже не тот.

А как вам понравится холодная и грязная русская тюрьма, где Пеньковский и Винн подвергаются жестоким пыткам? Винн из-за потери веса больше похож на скелет, а Пеньковский избит до неузнаваемости. Кровь, пот и комок в горле… ой, подождите. Есть же документальная кинохроника с судебного процесса, где и Винн, и Пеньковский вполне себе бодры и упитаны. И тут нам соврали авторы фильма?

Не обошлось и без актуальной фем-повестки. Ни одной высокопоставленной женщины-агента в материалах дела не значится. Но как же Голливуду обойтись без сильной дамы в кадре? И вот агент ЦРУ Бронсхан лично участвует в попытке эвакуации Пеньковского. Учимся читать между строк: этот персонаж явно включён в сценарий для баланса гендерного равноправия.  Почему бы не использовать в качестве прообраза реальных участников этой операции? Да, там действительно были женщины-агенты, но все они играли роль связных, прикрытия и прочие.  Например, английская разведчица Чизхолм Джанет-Анна, жена бывшего 2-го секретаря посольства Великобритании в Москве.

Агент Бронсхан – изобретение авторов фильма

И теперь самое главное. Действие картины подаётся как главная линия во всём Карибском кризисе. Мол, лишь благодаря этим двум героям-идеалистам, которые принесли себя в жертву тоталитарной машине ради всеобщего блага, мир избежал атомной войны. В действительности же нет подтверждений тому, что действия Пеньковского-Винна каким-то образом повлияли на развитие событий вокруг Кубы, а уж тем более – прямо предотвратили обмен ракетными ударами. Вся история Карибского кризиса и его разрешения давным-давно разобраны до запятой.

Н.Хрущёв в фильме «Игры шпионов»

Решения, повлиявшие на разрядку, принимались высшим руководством США и СССР. Есть, например шифротелеграмма Хрущева от «11» ноября 1962 года, адресованная Микояну. В ней описаны шаги и мотивация действий, приведших к разрядке:

«…По переданному тебе последнему посланию Президента Кеннеди и вопросам, которые он поставил, сообщаем наши соображения о намечаемых нами шагах с целью достичь благоприятного результата и добиться реализации обязательств, взятых на себя Соединёнными Штатами Америки, как они были изложены в посланиях Президента и в нашем послании Президенту США от 28 октября…»

Есть так же полное содержание самого письма Хрущева Кеннеди.

Но в западном кино обязательно должны быть плохие злодеи с отталкивающими рожами и отважные герои с горящими глазами. И герои обязательно должны победить злых советских шпионов.

Но время всё расставляет по своим местам. Изменнику Родины – а им, и никем другим и был Пеньковский – уготовано быть презираемым и забытым. И если бы не старания западного кино-бизнеса ради наживы перевернуть историю с ног на голову, мы бы и не вспомнили имени этого предателя.

Так что Бенеди́кт Камбербэ́тч вместо кассового блокбастера вляпался в «Игры шпионов» – антисоветскую пропагандистскую агитку. В основе, которой не реальные события, а череда подтасовок, фальшивые смыслы и романтизация предательства. Настоящая же история Олега Пеньковского – всего лишь про то, как очередной Иуда хотел денег, импортных сигарет и стать ковбоем.


Посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый фильму «Игры шпионов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *