«Игры шпионов» (The Courier): художественный фильм, 1 час 52 минуты. Производство Студии 42 + FilmNation Entertainment + SunnyMarch, 2020 г.
Описание этой кинокартины интригует. «Во время Холодной войны Олег Пеньковский, полковник ГРУ генштаба Минобороны, выходит на связь с британским бизнесменом и шпионом Гревиллом Винном чтобы попытаться положить конец Карибскому кризису». С самого начала фильма нам сообщают, что он основан на реальных событиях. Но мы с вами уже хорошо знаем, что не следует торопиться верить американским продюсерам. Давайте приглядимся к «Играм шпионов» повнимательнее.
В самом начале фильма повествованию нужно задать тон. Для этого нам показан контраст между свободным и открытым западом и холодным коммунистическим СССР. На встрече агентов в Британии все улыбаются, пьют чай и мило беседуют. Персонажи с «хорошей стороны» вообще показаны максимально в позитивном ключе. Но стоит нам попасть в Москву, как всё вокруг преображается. Хмурый пограничник прожигает взглядом, водитель автомобиля поглядывает подозрительно, консьерж в отеле уныло не реагирует ни на что. В СССР улыбаются только 2 человека: Винн и Пеньковский, это значит – они хорошие.
Закрепляя образ тоталитарной Москвы, Пеньковский инструктирует Винна:
«Все, кого Вы встретите, могут быть агентами КГБ: официанты, персонал отеля, таксисты – кто угодно».
В 1960-х в СССР ежегодно приезжало более 770 000 иностранных туристов, из которых на долю капиталистических стран приходилось не менее 40%. Что за организация смогла бы за ними уследить? Штат всего КГБ Советского Союза в 1960-х, включая пограничные войска, был в разы меньше и явно не позволял приставить к каждому иностранцу оперативников для наблюдения. Такой чести удостаивались только уже взятые в разработку персоны. Да и нелепо считать, что все сотрудники в КГБ занимались слежкой.
Но авторы фильма выстраивают чёткую картину – в Советском Союзе за каждым следил КГБ. Ведь голливудские сценаристы считают, что клюквы о России много не бывает. Увы, за десятилетия производства антисоветских фильмов западная публика разучилась воспринимать их как второсортный товар. Не сходящие десятилетиями с экрана клише и стереотипы обрели самостоятельную жизнь в воображении публики.
Вот, например, «типичный советский завод», на котором совсем нет людей. Так бывает, это же зловещий Советский Союз. Образ всеобщего запустения и разрухи в СССР очень популярен на западе. На заводе почему-то собраны сотрудники ГРУ, и туда же под руки приводят предателя – майора Попова. Которого тут же при всех и расстреливают, как бы в назидание остальным сотрудникам ГРУ. Чтобы не шалили. Точно фильм снят по реальным событиям?
Был действительно такой предатель – Петр Попов. Его задержали в феврале 1959 г., судили, и в январе 1960 г. приговорили к расстрелу. На западе решили и из этого сделать повод для дополнения образа СССР как кровавой и безжалостной «красной тирании». Поэтому запустили слух, что Попов был сожжен заживо в крематории, своими же коллегами. Подтверждений этому нет, что не удивительно. Это слух растиражированный Виктором Суворовым в книге «Аквариум».
И почему предателя расстреливают на каком-то заводе? Это казнь или убийство «по понятиям»? Процедура казни в Советском Союзе, как и в любой другой стране, была чётко регламентирована. Просто так, при всех, в непонятном месте пустить пулю в голову было бы нарушением всех мыслимых законов и инструкций. Существовал определенный регламент, который соблюдался исполнителями приговора. Более того, палач – это была именно должность и кто угодно пустить пулю в затылок приговоренному не мог. К тому же при исполнении должен был присутствовать прокурорский работник, врач, сотрудник МВД для фиксации и собственно начальник СИЗО.
Но в этом-то и смысл! Авторы вместо нормального государства выставляют Советский Союз чем-то вроде огромного тоталитарного нарко-карте́ля. В котором, по закону жанра, естественно нужны прилюдные назидательные казни. В следующий раз, когда услышите байку о том, что в Северной Корее расстреливают на стадионах из гранатомётов – вспомните этот фрагмент.
Но вернёмся в альтернативную реальность фильма «Игры шпионов». В аэропорту столицы империи зла, то есть в Москве, в зоне прилёта пассажиров встречают десятки вооруженных солдат Советской армиисмирно. Никто не знает зачем?
А в зоне вылета эти же советские солдаты, почему-то в помятой полевой форме, обыскивают чемоданы иностранцев. Это точно аэропорт, а не конц.лагерь?
Главный герой фильма британец Винн, приезжает в отель в центре Москвы с названием – внимание! – «Виталий». Судя по картинке, хотели изобразить одну из московских высоток, видимо гостиницу Украина. Но что-то пошло не так и получился «Виталий», как будто действие происходит не в столице, а на трассе Звягель-Шепетовка. Будь у авторов фильма желание соблюсти достоверность, они бы знали, что в реальности эта встреча произошла в гостинице «Националь». А жил британский шпион в разных отелях, например в Метрополе. Как шпионам и положено. Но в фильме – отель «Виталий». И точка.
С гостиницами у сценаристов вообще не очень задалось. В лондонском отеле «Маунт ройял» Пеньковский действительно встречался с представителями американской и британской разведок. Но количество разведчиков, и кто кому что передавал – всё перепутано. 20 апреля 1961 года Пеньковский встречался в отеле «Маунт Ройал» с представителями английской разведки «Александром» и «Ослафом», 6 мая он встречался уже с «Александром» и «Грилье». Затем были встречи на конспиративных квартирах в Лондоне и на даче в его пригородах. Были и встречи на конспиративных квартирах в Париже и т.д.
А в фильме Пеньковский так вообще отправляется в гости к Ви́нну домой! Вот так дилетантизм! Ведь настоящие шпионы всегда приглашают своих информаторов домой, на чаёк. Что за дилетантизм?!
Если бы информация по делу Пеньковского и Винна была засекречена, нелепицы фильма ещё можно было бы как-то списать на традиционное стремление киношников сделать видеоряд поярче, а персонажей пофакту́рнее. Но любой школьник в несколько кликов найдёт в сети обвинительное заключение Военной коллегии Верховного Суда СССР по делу Пеньковского Олега Владимировича и Винна Гревилла Мейнерда от мая 1963 года. То есть авторы картины либо от бедности сэкономили на консультантах, что не похоже, либо намеренно лгут и тиражируют пропагандистские штампы.
Более того, существует целый ворох рассекреченных документов по делу Пеньковского со стороны разведки США. На сайте ЦРУ можно ознакомиться с любым из них. Эти документы авторам фильма тоже не пригодились. С января 2023 сайт ЦРУ в России доступен только через VPN, но для любознательных мы думаем это совсем не преграда.
В том самом заключении Верховного суда подробно описаны все контакты и встречи русского предателя с британским шпионом. Про отель «Виталий» и походы в гости к Винну домой – ни слова. Действующие лица, события, даже характеры фильма – всё сплошная ложь.
Например, в фильме Винн представлен как какой-то разведчик-энтузиаст, который в силу очень патриотической позиции никак не хотел заканчивать агентурную работу. Вот его просили даже – а он ни в какую. «Буду шпионить!» – и всё тут. Так и рвётся спасать своего советского друга.
Но в материалах дела читаем, что
«Винн — это аполитичный коммерсант, попавший в ловко расставленные сети английской и американской разведок, использовавших его в своих интересах».
Попал, мол, в тиски разведслужб и отказаться от выполнения шпионских заданий никак не мог. Другими словами, нарисованный нам в кадре идейный герой – в жизни всего лишь загнанный в угол «самыми демократическими спецслужбами» обыватель якобы свободной страны.
А как вам понравится холодная и грязная русская тюрьма, где Пеньковский и Винн подвергаются жестоким пыткам? Винн из-за потери веса больше похож на скелет, а Пеньковский избит до неузнаваемости. Кровь, пот и комок в горле… ой, подождите. Есть же документальная кинохроника с судебного процесса, где и Винн, и Пеньковский вполне себе бодры и упитаны. И тут нам соврали авторы фильма?
Не обошлось и без актуальной фем-повестки. Ни одной высокопоставленной женщины-агента в материалах дела не значится. Но как же Голливуду обойтись без сильной дамы в кадре? И вот агент ЦРУ Бронсхан лично участвует в попытке эвакуации Пеньковского. Учимся читать между строк: этот персонаж явно включён в сценарий для баланса гендерного равноправия. Почему бы не использовать в качестве прообраза реальных участников этой операции? Да, там действительно были женщины-агенты, но все они играли роль связных, прикрытия и прочие. Например, английская разведчица Чизхолм Джанет-Анна, жена бывшего 2-го секретаря посольства Великобритании в Москве.
И теперь самое главное. Действие картины подаётся как главная линия во всём Карибском кризисе. Мол, лишь благодаря этим двум героям-идеалистам, которые принесли себя в жертву тоталитарной машине ради всеобщего блага, мир избежал атомной войны. В действительности же нет подтверждений тому, что действия Пеньковского-Винна каким-то образом повлияли на развитие событий вокруг Кубы, а уж тем более – прямо предотвратили обмен ракетными ударами. Вся история Карибского кризиса и его разрешения давным-давно разобраны до запятой.
Решения, повлиявшие на разрядку, принимались высшим руководством США и СССР. Есть, например шифротелеграмма Хрущева от «11» ноября 1962 года, адресованная Микояну. В ней описаны шаги и мотивация действий, приведших к разрядке:
«…По переданному тебе последнему посланию Президента Кеннеди и вопросам, которые он поставил, сообщаем наши соображения о намечаемых нами шагах с целью достичь благоприятного результата и добиться реализации обязательств, взятых на себя Соединёнными Штатами Америки, как они были изложены в посланиях Президента и в нашем послании Президенту США от 28 октября…»
Есть так же полное содержание самого письма Хрущева Кеннеди.
Но в западном кино обязательно должны быть плохие злодеи с отталкивающими рожами и отважные герои с горящими глазами. И герои обязательно должны победить злых советских шпионов.
Но время всё расставляет по своим местам. Изменнику Родины – а им, и никем другим и был Пеньковский – уготовано быть презираемым и забытым. И если бы не старания западного кино-бизнеса ради наживы перевернуть историю с ног на голову, мы бы и не вспомнили имени этого предателя.
Так что Бенеди́кт Камбербэ́тч вместо кассового блокбастера вляпался в «Игры шпионов» – антисоветскую пропагандистскую агитку. В основе, которой не реальные события, а череда подтасовок, фальшивые смыслы и романтизация предательства. Настоящая же история Олега Пеньковского – всего лишь про то, как очередной Иуда хотел денег, импортных сигарет и стать ковбоем.
Посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый фильму «Игры шпионов».