«Номер 44» (Child 44): художественный фильм, 2 часа 11 минут. Производство Worldview Entertainment + Scott Free Productions + Stillking Films + Summit Entertainment, 2014 г.
Чем больше проходит времени, тем больше Сталин становится для западного зрителя аналогом какого-то мифического злого мага из фэнтези. С каждым годом придумывается все больше небылиц и слухов. Не стал исключением и фильм «Номер 44».
Действие картины происходит в атмосфере классической антиуто́пии. Серые улицы с ссутулившимися людьми, которые молча передвигаются под непрерывный голос из громкоговорителя. Ну конечно, ведь СССР – это империя зла!
Том Ха́рди в роли бравого капитана МГБ Льва Деми́дова борется с предателями советского народа. Очень расстраивается, когда кого-нибудь расстреливают без суда и следствия прямо во дворе дома. Да что уж там, прямо-таки плачет.
А ведь он герой! Ведь по мнению авторов фильма именно он водружал победное знамя над Рехста́гом. В кадре нам воспроизводят фотографию советского корреспондента Евгения Халде́я, которая была снята после освобождения Рейхста́га, «2» мая 1945 года. Что ж за люди такие, эти западные киношники?! Могли бы хоть почитать источники и использовать настоящие имена участников – нет же, всё выдумали! Да ещё и нарочито оскверняют образ победителей фашизма! Чем им не угодила, например фамилия Егоров? Ведь это реальный человек водружавший победное знамя, так нет, выдумали своего Демидова.
Вся концепция фильма «Номер 44» построена на утверждении, что якобы по мнению Сталина в СССР не может быть убийств. Мол, это исключительно пережиток капиталистического устройства общества, а при советском строе такого не бывает. А раз не бывает убийств, значит и расследовать их нельзя. И все убийства в Советском Союзе – вроде, как и не убийства.
Но минуточку, как такое может быть, что статья в уголовном кодексе за убийство есть, а убийств нет? Да и статистика вынесенных приговоров говорит о том, что преступления раскрывались, и в приличных объемах. Есть к счастью документ: «Статистический сборник Верховного Суда СССР «Статистика судимости в СССР за 1937—1956 гг.»: сведения о числе осуждённых в 1937—1956 гг..». Исходя из опубликованных цифр, можно вполне точно сделать выводы о количестве осуждённых по тем или иным статьям. Например, в 1952 году за «умышленное убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений» было вынесено 32 994 обвинительных приговора. Возможно ли в данной ситуации говорить о каком-то сокрытии убийств?
А в фильме – на тебе, Лев Демидов! Который за правду. И вот он пытается наперекор системе раскрыть серийное убийство детей на железной дороге. То есть какой-то маньяк гоняет по городам СССР на поезде и детей убивает. Но раз убийств не бывает, то бесчеловечная советская система покрывает маньяка и списывает всё на бесконечные несчастные случаи.
Вот такая вот концепция картины. Просто нуа́рная жесть какая-то. Есть ли у этой истории хоть что-то общее с правдой?
За то, что Лев Демидов недостаточно рьяно следит за своей женой – Да-да! Мы не шутим! Именно это ему поручили в МГБ! – его отправляют в ссылку в город Вольск. Там разжалованный Демидов будет служить милиционером. В Вольске на вокзале нашего героя встречает не абы кто, а лично – самый настоящий генерал милиции! Правда, ходит генерал отчего-то в погонах полковника. Но все вокруг упорно кличут его «генерал».
Мог ли руководить сотрудник такого уровня отделом милиции небольшого городка? Вообще, должность руководителя городской милиции замещалась сотрудниками в звании не выше полковника. Поэтому авторы даже соврать толком не смогли.
Демидова привозят в грязное и обветшалое заводское общежитие. В котором, как в негритянском ге́тто, на лестницах сидят то ли уставшие заводчане, то ли обколотые наркоманы. Далее мы узнаём, что в советском общежитии есть, внимание… бар! С настоящими блестящими кранами для пива! И далее бармен – и он же, очевидно, заведующий общежитием!!! – провожает Демидова в его комнату и произносит грозное: «В долг не наливаю!».
Надо начать с того, что любое заводское общежитие существовало не в вакууме, а вполне в рамках законодательной базы СССР. Поэтому никакого пивного бара там быть не могло. А в кадре так мало того, пьяные посетители спят прямо за стойкой. Помимо этого, разруха показанная в кадре не соотносится с масштабным расширением и реконструкцией промышленных производств в Вольске в то время. Город постоянно рос и строился.
Но в нашем фантастическом фильме город Вольск – настоящий ад, в котором храбрый Лев работает водителем милицейской машины. На одном из выездов на место преступления он вновь пытается всем доказать, что перед ними вовсе не несчастный случай, а именно убийство! Но все такие: «Нет! Не может быть! У нас убийств нет!»
И вместо убийц доблестная милиция отправляется ловить по городу Вольску гомосексуалистов. Ведь их в послевоенном Советском Союзе – в избытке! И всех, конечно же, нужно срочно пересажать в ГУЛАГ.
Долго ли, коротко ли – но вот в конце фильма наступает 1953 год и товарищ Сталин умирает. И сразу же судьба правдоруба Льва Демидова резко меняется. Ему предлагают вернуться в органы госбезопасности. Но наш герой чётко говорит: нет! Я, мол, хочу создать отдел по расследованию убийств в Москве – их же до сих пор никто не расследовал никогда! И генералы такие: хочешь? – пожалуйста! Сталин умер, теперь можно!
Жаль, что товарищ Демидов не в курсе, что в Москве уже давно существует «Московский уголовный розыск». Который и занимается, в том числе, раскрытием убийств.
Невозможно смотреть этот нуарный бред о нашей стране без крови из глаз. Западная киноиндустрия в техническом плане достигла высот совершенства! – но интеллектуально деградировала до уровня ниже Шарикова. «Абырвалг!» – тявкает на Советский Союз продюсер Ридли Скотт, в прошлом – отличный же режиссёр. «Абырвалг!» – подвывают ему ранее вызывавшие уважение Том Харди, Гари Олдман, Венсан Кассель.
Так и хочется сказать: не смотрите плохих западных фильмов о России! «Но ведь других нет!», – скажете вы? Вот никаких и не смотрите.
Посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый фильму «Номер 44».